|
Информационные технологии
В последние годы все чаще поднимается вопрос
о применении новых информационных технологий (ИТ) в школе. Это не только
современные технические средства, но и новые формы и методы
преподавания, новый подход к процессу обучения. Под ИТ понимаются
структуры взаимосвязанных процессов переработки информации с применением
компьютерно-программных средств. В практике ИТ обучения называют все
технологии, использующие специальные технические информационные средства
(ЭВМ, кино-, аудио-, видеосредства).
Сегодня, цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний
на формирование компетентности. Происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный
знаниево-ориентированной безличной педагогике. Школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами,
доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
Именно применение инновационных технологий на уроках является основным признаком положительных результатов
творческой деятельности, что влечет за собой повышение мотивации учащихся.
При этом каждый учитель, применяющий информационно-коммуникативные и компьютерные технологии или проектную деятельность с
использованием мультимедийной презентации Power Point на своих уроках, должен знать, что любая образовательная
технология должна соответствовать следующим методологическим требованиям: - концептуальность: научная концепция, включающая психологическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей;
- системность: наличие всех признаков системы (логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность);
- эффективность: гарантируя результаты, соответствующие образовательным стандартам; - гибкость: возможность вариаций в содержании для обеспечения комфортности и свободы взаимодействия педагога и учащихся с учетом
конкретных условий педагогической действительности;
- динамичность: возможность развития или преобразования используемой технологии; - воспроизводимость: возможность использования технологии другими учителями в данном образовательном учреждении или в других.
Существует несколько компьютерных образовательных технологий, наиболее часто применяющихся на уроках для решения разных задач:
- использование Интернет-ресурсов (Очень часто Интернет позволяет найти интересующий ученика и учителя наглядный материал,
причем высокого качества. Ресурсы Интернета помогают сделать освоение учебного материала эффективным и вовлечь учащихся
в самостоятельное обучение.);
- мультимедийная презентация Power Point (Овладев программой составления презентаций Power Point, учитель может использовать технологию проектной деятельности
в обучении, в решении какой-либо образовательной проблемы. На уровне творческого применения знаний возможна организация
самостоятельного проектирования учебных задач учащимися.);
- использование компьютерных образовательных программ (Применение компьютерных программ в обучении, никоим образом, не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот,
повышает ее эффективность, так как учитель может сконструировать такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь
поставленной учебной цели.
Гораздо эффективнее продемонстрировать небольшой фрагмент, нежели показывать полностью учебный видеофильм, рассчитанный на целый урок,
а иногда и более. Учитель может произвести своеобразный монтаж мультимедийного занятия, причем рассчитать его с точностью до секунды,
с учетом особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Современная мультимедийная продукция позволяет копировать
часть материала, вывести определенный отрывок на большой экран, использовать необходимый видеосюжет или аудио на уроке,
при наличии проектора.)
Таким образом, творческий подход позволяет педагогу максимально эффективно использовать в своей работе богатый инструментарий,
представляемый современными компьютерными образовательными технологиями.
Роль информационных технологий трудно переоценить. В настоящее время урок не может быть интересен без использования информационных технологий,
да и сам учитель не может быть интересен, если он не следит за современными педагогическими технологиями.
Я полностью согласна с изречением великого педагога Я. А.
Коменских "Считай несчастным тот день или час, в который ты не
усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию."
Я начала применять и использовать компьютерные программы с 2003 года, после прохождения курсов "Использование Интернет-технологий
в образовательном процессе" в Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Сколько интересного и полезного я узнала, насколько интересней стали мои уроки. При объяснении грамматики английского языка
иногда трудно обойтись словами, нужна наглядность. Но рисунки и картинки отошли на второй план, я использую
компьютерную презентацию, выполненную в программе
Power Point, которую разрабатываю самостоятельно, учитывая особенности обучения каждой конкретной группы.
Проверочные упражнения, которые также выполняются за компьютером (Delphy,
Excel), позволяют отойти от привычной работы в тетради.
Следующая стадия закрепления - это презентация, составленная, выполненная и представленная самим учеником
или группой учеников (к сожалению
представленная не в "компьютерном" виде,
а пока только на бумаге и в устной форме, т.к. не все учащиеся имеют
навыки работы с компьютером, но все их
проекты я стараюсь представить на своем личном сайте
в разделе "Our Projects". После такой работы
новая тема просто не может забыться.
Постоянный поиск новых методов обучения показывает
насколько важно и интересно самосовершенствоваться.
На мой взгляд, информационные технологии являются прекрасным средством
для этого.
Так, очень удобно и быстро я провожу и обрабатываю результаты тестирования учащихся с помощью
специальных программ на компьютере (Delphy, Excel). С помощью Интернета я узнаю и выбираю
информацию, необходимую для моего роста и совершенствования как профессионала,
что сказывается на качестве и результатах моей работы. Особенно хочется отметить то,
что использование информационных технологий позволяет мне организовать на принципиально ином, более высоком и вариативном уровне
деятельность и общение детей, занимающихся и интересующихся иностранным языком. Я считаю,
что с каждым годом роль информационных технологий в деятельности педагога будет только возрастать.
Здесь Вы можете прочитать статьи, которые
показались мне наиболее интересными и актуальными:
-
|